Права пациента

Обновлено 15.01.2024г.

Каждый пациент имеет право

1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона, пациент имеет право на:

  1. Выбор врача и выбор медицинской организации.
    При этом выбрать врача можно 1 раз в год при условии его согласия, а выбор лечебного учреждения пациент осуществляет 1 раз в год, но при смене места жительства или места пребывания это можно делать чаще.
  2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
  3. Получение консультаций врачей-специалистов.
  4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
  5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
    Здесь важно учитывать, что врач обязан сообщать подобную информацию только по запросу пациента. Пациент может назначить лицо, которому будет сообщена данная информация. По письменному заявлению пациент имеет право получить на руки медицинские документы, их копии или выписки из них.
  6. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
  7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
  8. Отказ от медицинского вмешательства.
  9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
  10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав.
  11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

И, разумеется, у каждого есть право на бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования. Уточнить объемы такой помощи можно, позвонив в страховую компанию, выдавшую медицинский полис.

По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для пациентов 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по правам пациента и другим вопросам, связанным с получением медицинской помощи.

В случае оказания некачественной медицинской помощи заявитель имеет право последовательно обращаться с жало­бами в следующие инстанции:

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ:

  • непосредственно к врачу, оказавшему некачественную медицинскую помощь;
  • к руководителю структурного подразделения (заведующему отделением, заведующему поликлиникой) медицинского учреждения, где оказана некачественная медицинская помощь;
  • к заместителю руководителя медицинского учреждения по клинико-экспертной работе;
  • во врачебную комиссию (ВК) конкретного ЛПУ, которая в 3-х дневный срок дает письменное заключение по существу;
  • к главному врачу медицинского учреждения;
  • к главному эксперту департамента здравоохранения администрации Тульской области.

Независимо от обращения в учреждения системы здра­воохранения или параллельно с ним заявитель имеет право обратиться в застраховавшую гражданина страховую меди­цинскую организацию.

 

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (при неудовлетворенности от раз­бора жалобы или претензии на первом этапе):

  • в страховую медицинскую организацию;
  • в экспертную комиссию при Территориаль­ном фонде ОМС Тульской области;
  • в межведомственную экспертную комиссию (МЭК).

В любое время гражданин, которому оказана некаче­ственная медицинская помощь, имеет право обратиться:

  • в комитет по защите прав потребителей;
  • в лицензионно-аккредитационную комиссию (ЛАК);
  • в  Тульскую  областную  медицинскую  ассоциацию (ТОМА);
  • в органы государственной власти Тульской области;
  • в судебные органы (подается исковое заявление).

Контактные телефоны:

Министерство здравоохранения и специального развития Тульской области
ул. Оборонная, д.114-Г, г. Тула, 300045
Министр: Марков Дмитрий Сергеевич
Приемная министра: 8 (4872) 31-20-33, minzdrav@tularegion.ru

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Юридические основы обеспечения прав застрахованных граждан

Право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь:

—   Конституция Российской Федерации (ст. 41);
—   Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ст. 16);
—   Федеральный закон № 323-ФЭ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 18, 19);
—   Постановление Правительства РФ № 932 от 18.10.2013г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов »,
—   Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом от 28 февраля 2011г.
№158н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации   

Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи:

—   Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1064, 1068);
—   Федеральный закон № 326-ФЭ от 29.11.20 Юг «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ст. 16);
—   Федеральный закон № 323-ФЭ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской 
Федерации» (ст. 98).
Застрахованные лица имеют право на:

  1. бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая в объеме, установленном программами обязательного медицинского страхования;
  2. выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
  3. замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября;
  4. выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ;
  5. выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством РФ;
  6. получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  7. защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
  8. возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
  9. возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
  10. защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Застрахованные лица обязаны:

  1. предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
  2. подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
  3. уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
  4. осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

*Пункты 1-2 статьи 16 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ф3 от 29.11.2010г.

2 007

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир